Атомный город, путь в будущее

         

Формирование законодательной базы

Было связано с законом СССР <Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных республик> (апрель 1990 г.) и Указом Президента СССР <Об иностранных инвестициях в СССР> (октябрь 1990 г.). Данные документы сформулировали концепции и цели создания свободных экономических зон, определили допускаемые виды деятельности в этих зонах, обосновали планируемую специализацию зон. Основной целью создания свободных экономических зон в тот период была ак­тивизация внешнеэкономической деятельности предприятий и орга­низаций путем создания совместных предприятий в свободных эконо­мических зонах.

Свободные экономические зоны (СЭЗ) рассматривались как вспо­могательный институт государственной экономической политики, способ стимулирования межгосударственных экономических отноше­ний СССР. Предполагалось, что первые зоны возникнут на Дальнем Востоке, то есть в регионе с развитым научно-техническим потенциа­лом, и будут способствовать росту производства наукоемкой продук­ции на базе действовавших национальных технологий и иностранного капитала. Налоговые льготы предусматривались только в отношении предприятий с иностранными инвестициями, а система регулирова­ния этих льгот относилась к компетенции Союза ССР. Эта программа, как и многие другие программы по выведению советской экономики из кризиса не была реализована.                                                                                                           Началом второго этапа становления свободных экономических зон на территории России можно считать учреждение Верховным Сове­том РСФСР в июле-сентябре 1990 г. ряда новых свободных зон. В до­полнение к уже существовавшей свободной экономической зоне в г. Выборге были учреждены свободные экономические зоны в г. На­ходке, г. Ленинграде, г. Зеленограде, в Выборгском районе Ленинград­ской области, в Алтайском крае, в Сахалинской, Новгородской, Кеме­ровской, Читинской и Калининградской областях и в Еврейской авто­номной области.


Свободные экономические зоны на этом этапе созда­вались по инициативе регионов. Учреждение осуществлялось на уровне РСФСР. Постановления Совета Министров РСФСР по созда­нию зон фактически мало отличались друг от друга, хотя зоны полу­чали два типа статусов - зоны свободного предпринимательства (Ле­нинград, Выборг) и свободной экономической зоны (Калининград, Находка). Законодательная база первого этапа создания СЭЗ была унифи­цированной, СЭЗ учреждаемые Постановлениями Совета Министров РСФСР, действовали на основе индивидуальных положений. К ос­новным причинам краха по оценке Д.Л. Ушакова, на этом этапе следует отнести гигантизм про­ектов, начавшийся разрыв экономических связей между предприятия­ми, расположенными в различных регионах и республиках СССР, на­растание кризисных экономических процессов.

В этот период особую роль сыграли многочисленные законода­тельные акты о развитии предпринимательства в РСФСР, в частности Закон <Об иностранных инвестициях в РСФСР> (июль 1991 г.) и Указ Президента Российской Федерации <О либерализации внешне­экономической деятельности> (ноябрь 1991 г.).    Серия законодатель­но-правовых документов этого периода, с одной стороны, распростра­нила большинство льгот, типичных для СЭЗ, на всю территорию Рос­сийской Федерации, а с другой стороны, фактически упразднила осо­бые преференции ранее учрежденных свободных экономических зон.

 Образовавшийся в отношении СЭЗ законодательно-правовой ва­куум должен был быть устранен Указом Президента РФ <О некото­рых мерах по развитию свободных экономических зон на территории Российской Федерации> (июнь 1992 г.). В Указе подтверждалось действие прежних льгот для иностранных предприятий и предприя­тий с иностранными инвестициями, льгот для российских предприя­тий в сфере внешнеэкономической деятельности, а также предусмат­ривались некоторые общие дополнительные льготы по финансирова­нию создания инфраструктуры СЭЗ.           В соответствии с Указом был разработан и внесен на утверждение в Верховный Совет в мае 1993 г.


проект Закона о свободных экономи­ ческих зонах. Данный документ должен был открывать третий период в развитии СЭЗ на территории России, продолжающийся до настоя­щего времени. Проект Закона о СЭЗ не был рассмотрен из-за роспуска Верховного Совета. Одна­ко, начался процесс уменьшения территории свободных экономичес­ких зон и создания законодательно-правовой базы и функционирова­ния, соответствующей действующему гражданскому, налоговому (Ос­новы налогового законодательства были заложены налоговыми законами РФ в декабре 1991 г.) и таможенному законодательству (Таможенный кодекс РФ был принят в апреле 1993 г.). Процесс создания свободных экономических зон был направлен в русло, в целом соответствующее мировой практике.

В ходе реализации правовых актов о функционировании свободных экономических зон на территории России выявились  крупные недостатки: массовый переход юридических лиц с других территорий на регистрацию в пределах СЭЗ с соответствующим уходом от уплаты многих налогов, а также отсутствие стимулирующих условий для прихода прямых иностранных инвестиций на эти территории. В связи с этим процесс создания новых СЭЗ был приостановлен органами федеральной исполнительной власти РФ. Практически единственный относительно позитивный пример организации свободной экономической зоны на территории России дает Республика

Ингушетия.                                                                                                                                 В 2001 году Минэкономразвития РФ подготовило план превращения Калининградской области в полноценную офшорную зону. [18]Налогоплательщиков Калининградской области предлагается освободить от уплаты в федеральный бюджет всех налогов, кроме подоходного, единого социального и НДС. Наиболее ощутимой для предприятий будет льгота по налогу на прибыль (федеральная стр. этого налога сейчас составляет 11% при общей ставке 35% ). Кроме того, вдвое уменьшатся акцизы, сократятся платежи по роялти и налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.


Все эти меры планируется ввести с 2003 г.

Радикальный налоговый план содержится в проекте федеральной целевой программы для Калининграда. Льгот по той части налогов, которую предприятия должны платить в федеральный бюджет, нет сейчас ни в одном регионе; до 1999 г. такие льготы были у ЗАТО - закрытых административно-территориальных образований, особый статус которых использовали в своем налоговом планировании крупнейшие российские компании. Минфину с огромным трудом удалось отобрать льготы у большинства ЗАТО. Их сохранили лишь Саров и Снежинск. Для каждого из этих внутренних офшоров установлен предел недобора в федеральный бюджет - 1 млрд руб. в год. Калининградские льготы тоже не будут стоить бюджету дороже 1 млрд .руб.

 В целом, однако, можно констатировать, что фаза либерализации инструмента льготного налогообложения начала 90х годов сменяется в их конце фазой ужесточения и государственного централизованного контроля  за финансовыми потоками через внутренние российские офшоры. Та же картина наблюдается и по отношению  к потокам российского капитала через международные офшоры. По данным Центрального Банка, из страны через банки, зарегистрированные в офшорных зонах, за первый квартал 2001года ушло $15 млрд.

   Сделаем вывод: такой контроль решает задачу централизации средств, но не решает задачу  инвестирования этих средств в экономику ЗАТО. И, тем не менее, к стратегии централизованного контроля за финансовыми потоками через ЗАТО подключаются и налоговые органы и Центральный Банк  России.

   Речь идет об институте уполномоченных банков по обслуживанию финансовых потоков в российских офшорах. Уполномоченные банки обязаны будут следить за тем, чтобы "заработанные" на территории ЗАТО деньги туда же и инвестировались. Если деньги просто перекачиваются, государство получит законное право лишить офшорную зону налоговых льгот.

     Сама по себе идея контролировать офшоры посредством уполномоченных банков не нова. НА начальной фазе офшорного движения она поддерживалась местными властями.




Перед предприятием, желавшим прописаться в том или ином налоговом рае, часто ставилось условие: открыть счет в указанном местной администрацией банке и проводить все операции именно через этот банк. Правда, открыто давить на клиентов местные власти все же опасались.

Эксперты считают, что этими мерами Федеральный центр подталкивает отечественный капитал в зарубежные офшоры. Федеральные чиновники забывают, что порожденный рыночными реформами бизнесмен по определению - <олицетворенный капитал>. Он обязательно найдет легальный или теневой способ собственного роста и в российской и в глобальной экономике. Если при этом принимать во внимание, что россиянам становится все труднее вести за границей офшорный бизнес, даже вполне легальный, то вскрывается подлинная проблема российского капитала - как стать цивилизованным, то есть, производительным, а не фиктивным капиталом.

    Нововведения Банка России поддерживают политику государства: любыми путями предотвратить отток средств из страны за рубеж. ЦБ ввел новые правила для российских импортеров, работающих на условиях авансовых платежей. Он обязал их депонировать в российских банках сумму, равную авансу. Но этим он перекрыл лишь один из многих каналов утечки капитала. Все прочие организации, в том числе и банки, по-прежнему могли переводить деньги в офшорные зоны без каких-либо проблем.

Центральный Банк попытался перекрыть своим указанием все каналы, по которым российские деньги могут дойти до офшоров, ввел ограничение на приток краткосрочных (до 3-х месяцев) средств из офшоров. Теперь от всех резидентов офшорных зон банки могут принять средства на сумму не более 25% собственного капитала. По мнению экспертов, отток капитала за рубеж теперь может действительно временно уменьшиться. Но  проблема, сформулированная выше, осталась не решенной: только деньги, предназначенные для вывоза за рубеж, вряд ли начнут работать на российскую экономику. Они будут лежать на счетах до тех пор, пока не найдется способ вывезти их из страны.



В заключение приведем общие выводы по проблеме внутренних российских офшоров Георгия Бооса[19], заместителя председателя Государственной Думы РФ, с которыми можно, в основном , согласиться.

 1) понятие <экономическая зона> - вполне распространенное в мировой экономической практике. В цивилизованном мире они действуют успешно. В крупных странах различные регионы получают особые, искусственно создаваемые благоприятные условия для эффективного экономического развития.

2) европейский опыт на российской почве оказался в целом, за очень небольшими исключениями, пока неудачным. Наши экономические зоны - это сложная иерархическая пирамида различных льгот, налоговых послаблений и преференций. Как правило, обширные льготы давались местным властям, но они приносили ущерб федеральному бюджету.

3) Китай сделал экономический рывок благодаря эффективной работе экономических зон и разумной государственной экономической политике. Там действует пять экономических зон, и каждая из них имеет свою национальную, социальную, географическую особенность. Каждая зона имеет автономное законодательство, согласованное с общегосударственным.

4) 70 депрессивных субъектов Федерации нуждаются в стимулировании экономического роста. Каждый регион имеет свою специфику. Так, приоритеты Дальнего Востока резко отличаются от приоритетов Краснодарского края. На Дальнем Востоке ждет своего решения проблема рыбного промысла, судоремонтного производства, а в Краснодарском крае нужно решать проблему Черноморского и Азовского побережья. Страна теряет ежегодно свыше трех миллиардов долларов из-за того, что курортные зоны Краснодарского края не оборудованы должным образом. Эти миллиарды уходят в Турцию, берега которой омывает все то же Черное море. Экономические зоны необходимы в Калининградской области, нужны зоны и на границе с Монголией.

5)экономические зоны, действующие по правилам, способны сохранить природные ресурсы Сибири и Дальнего Востока и способствовать их дальнейшей разработке, государство должно в целом создавать благоприятные экономические и социальные условия для всех перспективных производств во всех регионах страны, а не строить капитализм в отдельно взятом субъекте Федерации.



6) новый Налоговый кодекс по сути направлен на ликвидацию свободных экономических зон. По мере его вступления в силу отпадет сама необходимость этих образований.

7. Программа и стратегия развития ЗАТО г. Трехгорного на 2001-2004годы.

Дадим краткую социально-экономическую характеристику муниципального образования г. Трехгорный.

Муниципальное образование город Трёхгорный - одно из 10 закрытых административно-территориальных образований Минатома России и одно их 5 на Урале - составная стр. еди­ного технологического цикла ядерного комплекса страны.

В ЗАТО проживает более 33 тыс. человек сорока национальностей. Около 85 % от общей численности населения составляют русские.

Население в возрасте моложе трудоспособного составляет 7,3 тыс. человек, из них дошкольного возраста - 2,3 тыс. человек, школьного возраста - 5 тыс. человек.

Население в трудоспособном возрасте - 19,8 тыс. человек, в возрас­те старше трудоспособного - 5,9 тыс. человек.

Экономику города характеризует многоотраслевая промышлен­ность, строительство, транспортное хозяйство и связь, торговля и обще­ственное питание, жилищно-коммунальное хозяйство.

Всего в городе зарегистрировано 571 предприятие различных форм собственности. Из них 13 % - промышленные предприятия.

Ведущее место в структуре промышленности города занимает ос­новное градообразующее предприятие - Приборостроительный завод Министерства по атомной энергии РФ. Именно на деятельность этого объекта многие десятилетия ориентировалось развитие г.Трёхгорного (Златоуста-36).

В последние годы в связи со снижением объемов госзаказа, завод освоил выпуск гражданской продукции: автомобильные прицепы, вод­ные мотоциклы, стерилизаторы, автомобильные насосы и другие това­ры народного потребления.

          Администрация г.Трёхгорного в разработке программы развития города опиралась на <Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ>, Постановление Правительства РФ от 26 июля 1995г., №594 и другие нормативные акты, определяющие специфику применения данных документов к целевым программам различных отраслей, территорий, городов, социальных, научно-технических, экологических и других  проблем.



          Программа развития закрытого административно-территориального образования - города Трехгорного Челябинской области на 2001-2004 годы разработана в соответствии с требования­ми Федерального Закона <О федеральном бюджете на 2001 год>, при­нятым Государственной Думой 14.12.2000г.

              В соответствии со статьей 49 данного Закона Правительство Российской Федерации по представлению глав администраций закрытых административно - территориальных образований утверждает программы развития закрытых административно - территориальных образований.

На финансирование программ развития закрытых административно - территориальных образований. в 2001 году из федерального бюджета было выделено в виде субвенций бюджетам закрытых административно - территориальных образований 1 500 000,0 тыс. рублей.

       В Постановлении Правительства Российской Федерации <О программах развития закрытых административно-территориальных образований на 2001-2004 годы> от7сентября 2001 года №666 утвержден ряд программ развития ЗАТО, в их числе Программа развития закрытого административного образования Трехгорный (Челябинская область) на 2001-2004 годы.

       Рассмотрим принципы формирования программы развития ЗАТО г. Трехгорный на примере подготовительного варианта программы:

        1) Жесткая привязка структуры и  содержания программы к законодательству и нормативно-правовым документам федерального, ведомственного и местного уровней.

       В основу подготовки программы были положены: Закон Российской Федерации от 14 июля 1992г. № 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании"; Закон Российской Федерации   от 5 марта 1992г. № 2446-1 "О безопасности"; Федеральный закон от 1995г. № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии"; Федеральный закон от 28 августа 1995г. № 154-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации"; Федеральный закон  от 21 декабря 1994г. № 68 <О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера>; Федеральный закон от 14 декабря 2000г.


<О федеральном бюд­жете на 2001 год>; <Концепция национальной безопасности Российской Федера­ции>, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997г. № 1300 (в редакции Указа Президента Российской Фе­дерации от 10 января 2000 г. № 24).

2) Многоуровневая структура управления, контроля за ходом реализации и коррекции программы.  Механизм реализации программы.

  Программа развития ЗАТО г. Трехгорного в окончательном варианте, утвержденном Правительством Российской Федерации,  определяет механизм реализации, а так же субъекты управления, контроля и коррекции программы.

    Заказчиком программы является Администрация ЗАТО г. Трехгорный. Администрация обеспечивает реализацию программы ,устанавливает сроки исполнения мероприятий и объем их  финансирования , заключает договоры подряда и координирует деятельность исполнителей мероприятий программы.

           Контроль за выполнением программы, целевым и эффективным использованием выделенных на её реализацию средств возлагается Правительством на Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Министерство финансов Российской Федерации, на администрацию ЗАТО города Трёхгорного.

           Ежегодное финансирование Программы за счёт субвенций Федерального бюджета осуществляется Министерством финансов Российской Федерации исходя из бюджетной за­явки органов местного самоуправления города Трёхгорно­го и принятой с учётом возможностей бюджета, потребно­стей Программы и необходимости продолжения ранее на­чатых работ. Программа реализуется более чем на одну треть за счет местного бюджета и внебюджетных средств. Объёмы финансирования конкретных проектов и меро­приятий в рамках Программы и их реализацию  определяют и осуществ­ляют органы местного самоуправления города Трёхгорно­го.

Реализация Программы ЗАТО включает в себя  так же:

-         программные мероприятия по структурной перестройке, конверсии и диверсификации науч­но-технического и производственного потенциалов градооб­разующего предприятия, обеспечивающих создание новых ра­бочих мест при организации выпуска продукции гражданского назначения с трудоустройством высвобождаемого персонала в ходе реструктуризации и конверсии военного производства предприятия;                          



-         программные мероприятия по созданию новых рабочих мест за счёт организации и развития малых и средних форм предпринимательства в научно-технической и производственной сферах, по организации пере­подготовки и обучения персонала, высвобождаемого из оборонного производства, и, при необходимости, по организации общественных работ и временной занятости работников градообразующего предприятия.

    Важнейшей и отличительной особенностью программы развития ЗАТО г.Техгорный является проектный характер мероприятий программы. Каждое мероприятие, являясь проектом, требует выполнения целого комплекса процедур, делающих мероприятие проектом. Это- поиск и отбор продукта, пользующегося рыночным спросом, это, как правило, создание промышленных предприятий, строительных фирм, научно-технических центров, даже спорткомплексов и аэропорта,  транспортных, энергетических и других предприятий и фирм. Это процедуры финансово-экономической оценки проекта, его финансирование, маркетинг и с быт продуктов и услуг, возврат инвестиций по условиям предоставления субвенций федерального и местного бюджетов, реинвестирование, перераспределение средств между  проектами и другие.

Управление реализацией проектов в количестве до 40 осуществляется на 3х уровнях: 1) на уровне собственно Администрации г. Трехгорного,  2) на уровне Центра поддержки предпринимательства и развития конкуренции, основанного на праве оперативного управления и учрежденного Администрацией г. Трехгорного в мае 1996 года, и консультационной посреднической фирмы <Тригор>, по договору с Администрацией выполняющей поисковые, оценочные, координационные и посреднические функции по инвестиционным проектам программы.

Центр поддержки предпринимательства и развития конкуренции в соответствии со своим Уставом  осуществляет свои функции в отношении всех предприятий, организаций и физических лиц в городе Трехгорном независимо от их организационно-правовых форм. Центр строит свои отношения с государственными и другими предприятиями, учреждениями, организациями различных форм собственности и гражданами на основе договоров, соглашений, контрактов.



Целями создания Центра являются:

·        содействие проведению политики в области формирования рыночных" отношений на основе поддержки предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов;

·        реализация муниципальной программы,  обеспечивающей поддержку предпринимательской деятельности, демонополизацию экономики, развитие конкуренции, насыщение товарного рынка, создание новых рабочих мест;

·        участие в формировании рыночной инфраструктуры, обеспечивающей хозяйствующим субъектам равные условия и возможности для ведения предпринимательской деятельности;

·        поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие освоению новых технологий, патентов, лицензий, <ноу-хау>;

·        содействие привлечению отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности  по  созданию конкурентной сферы и развитию предпринимательства.

Для достижения указанных целей Центр:

участвует в создании предприятий смешанной формы собственности, приобретает доли участия (паи, акции) в капитале юридических лиц, развитие которых определяется задачами ускоренной структурной перестройки местного хозяйства, защиты природной сферы, организацией рабочих мест, развития региона;

участвует в разработке программы социально-экономического развития города;                                                     

 управляет долями и паями муниципальной собственности, находящимися в его оперативном управлении;

финансирует мероприятия, направленные на реализацию уставных видов деятельности,

разрабатывает и представляет на утверждение органам местного самоуправления программу поддержки предпринимательства и развития конкуренции с определением источников финансирования;



разрабатывает нормативно-правовые акты и представляет на утверждение в органы местного самоуправления осуществляет работы по договору с инвестиционными  фондами, финансовыми институтами и другими внебюджетными организациями, необходимость которых определяется задачами социально-экономического развития города.

 Контролирует целевое * использование средств, выделяемых Учреждением . хозяйствующим субъектам или получаемых ими при содействии Учреждения,

и приостанавливает финансирование в случае выявления нарушений целевого использования;

 проводит мероприятия, направленные на привлечение средств отечественных и иностранных инвесторов и их эффективное использование, в том числе организовывает конкурсы, выставки, аукционы, совершает операции с ценными   бумагами   в   порядке,   установленном   действующим законодательством;

 организовывает сбор, обработку нормативно-правовой и иной информации, представляющей интерес для предпринимателей, изучает конъюнктуру внутреннего  и  внешнего  рынка,  оказывает  консультационную  и организационно-методическую помощь при разработке программ и проектов;

 представляет учредителю отчетность по мероприятиям , направленным на выполнение программы социально-экономического развития города;

Основными видами деятельности  ЗАО <Тригор> являются:

- подготовка документов для государственной регистрации юридических лиц любых форм собственности, предусмотренных Гражданским кодексом РФ в Администрации г. Трёхгорного;

- выполнение социально-экономических программ с привлечением юридических и физических лиц;

-посреднические услуги при купле - продаже товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения, ценных бумаг, валюты, и сдаче в наем ( в аренду ) без выраженной специализации;

-маркетинговые исследования; консультации по вопросам коммерческой деятельности ;

-оптовая, розничная и внешняя торговля, торгово-посредническая деятельность;

-снабжение и сбыт;

- оказание рекламных и информационных услуг;

- реализация горюче-смазочных материалов ;



проведение и участие в организации выставок, экспозиций, аукционов, лотерей, демонстраций продукции, конкурсов, симпозиумов, конференций как в РФ, так и за рубежом:

- оказание брокерских, агентских, иных услуг, связанных с биржевой   и инвестиционной деятельностью;

-другие виды деятельности, не противоречащие действующему законодательству.

3) на уровне самостоятельных бизнес - структур, в которых непосредственно формируются и реализуются инвестиционные проекты программы.

            Таким образом, именно здесь, в программе развития ЗАТО интегрируются и офшорный способ наполнения городского бюджета с использованием льготного налогообложения ЗАТО, и программная форма последующей капитализации финансовых средств посредством  их инвестирования и реинвестирования  в инновационные проекты, и комплексная многоурвневая система управления программой.

         3) Специфика стратегических проблем ЗАТО г. Трехгорного Минатома РФ и необходимость их решения программным методом. 

             Совокупность стратегических проблем ЗАТО, включающих в себя стратегические проблемы государства и социально-экономические проблемы городского сообщества г. Трехгорного, и пути их решения программным методом составляют содержание стратегии развития ЗАТО.

        Стратегическое планирование - это, прежде всего, планирование разработки программы и инвестиционных  проектов, планирование производства продуктов и услуг в рамках программы. Стратегическое планирование включает также планирование всех необходимых при разработке проектов, продуктов и услуг  видов вспомогательной и управленческой деятельности.

               Таким образом, программа   воплощает в себе стратегию социально-экономического развития закрытого административно-территориального образования. как систему мер экономического, правового, организационного и иного характера, направленную на защиту стратегических интересов страны и граждан, проживающих на территории ЗАТО города Трехгорного. Программа содержит и конкретные меры, направленные на обеспечение государственной, экономической, общест­венной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрез­вычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения ста­бильности и правопорядка.



Особый режим    безопасного   функционирования закрытого     административно-территориального     образования, установленный Правительством Российской Федерации, диктует необходимость повышения   эффективности мер на рынке труда, требует концентрации усилий на решение наиболее острых социальных проблем, выработки   новых   механизмов реализации социальной политики и обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

4) Принцип приоритета стратегических интересов страны в основных целях и задачах программы

       Основной целью программы является реализация государствен­ной политики по устойчивому развитию закрытого административно-территориального образования г. Трехгорный, на территории которого функционирует государственное предприятие <Приборостроительный завод>, являющееся стр.ю ядерно-оружейного комплекса России, обеспечивающего национальную безопасность Российской Федерации. Программа включает меры федеральной поддержки стабильного функционирования и социально-экономического развития г. Трехгорного.

Данная формулировка основной (генеральной) цели программы приводится в редакции Постановления Правительства Российской Федерации. Отметим, что формулировка основной цели программы охватывает ЗАТО г. Трехгорный как целостностный объект, вкотором выделены два соподчиненных целевых объекта -приборостроительный завод  как стр. ЯОК России и г. Трехгорный с его населением как социально-экономический объект. Формулировка основной (генеральной) цели разработчиков программы отличалась от редакции Постановления Правительства только одним принципиальным нюансом: речь шла о сохранении и развитии г. Трехгорного.

В проекте программы сформулированы главные задачи, вытекающие из основной цели, отражающие стратегические приоритеты программы и поэтапной реализации в период 2001-2004 годов:

- оказание содействия техническому перевооружению и разви­тию научно-технического и производственного потенциала градообразующего оборонного предприятия      <Приборо­строительный завод>, реализация программы конверсии;



- развитие предприятий и организаций города в гражданской области   деятельности,   создание   высокоэффективных производств, выпускающих импортозамещающую продукцию;

-         охрану здоровья и социальную защиту населения;

-          обучение и повышение квалификации кадров и другие.;

                   Задача развития предприятий и организаций города в гражданской области   деятельности,   создание   высокоэффективных производств, выпускающих импортозамещающую продукцию является важнейшим направлением программы, от которого в большой мере мере зависит реализация основной цели. Именно эта задача решает проблему возврата в муниципальный бюджет в виде налогов инвестированных в проекты средств федерального и муниципального бюджетов.

Это направление деятельности обеспечивает эффективное развитие экономической базы города, что дает возможность формирования бездефицитного бюджета города.

Развитие этого направления основывается на инвестиционном стимулировании и создании новых предприятий различных форм собственности, и под­держки уже работающих предприятий и организаций.

При создании предприятий и организаций с участием органов местного управления учитываются:

- высокая эффективность, краткосрочная и среднесрочная оку­паемость инвестиций;

- экологическая чистота производства;

- использование новых ресурсосберегающих технологий и <ноу-хау>;

- выпуск импортозаменяющей и конкурентоспособной продук­ции;

- возможности наращивания производственных мощностей;

-      использование уникальных климатических, ландшафтных и экологических условий географического месторасположения ЗАТО города Трехгорного.

-      За период с 1997 по 2000 год было создано 26 предприятий в ус­тавный капитал которых органы местного самоуправления направили 288 млн. руб. За этот же период из бюджета города направлено 4712,4 млн.руб. на инвестиции тридцати пяти проектов.


В результате ор­ганизовано 1738 рабочих мест.

-      5) Принципы ресурсного обеспечения программы.

Финансирование Программы осуществляется из следующих ис­точников:      -     федеральный бюджет, местный бюджет, внебюджетные источники, не запрещённые законо­дательством.

Для реализации программы необходимы финансовые средства в размере более 3000 млн. рублей. Средства федерального бюджета обеспечивают около 2/3, а средства местного бюджета и внебюджетные источники - более 1/3 общей потребности.                 Вопросы обеспечения материальными и трудовыми ресурсами необходимыми для выполнения работ по программе, решаются орга­нами местного самоуправления ЗАТО города Трехгорного.

8. Жизненный цикл ЗАТО и стадия адаптации экономики атомного города к рынку.

 

     Атомные города возникли в середине ХХ века в США и СССР как средство территориальной концентрации научно-технического и производственного потенциала ядерно-оружейных комплексов великих ядерных держав. Генезис, развитие, финансирование, кризис ЗАТО, вызванный завершением холодной войны и разоружением порождают 50 летний жизненный (ядерно-технологический), инвестиционный, а в период рыночных реформ - экономический цикл атомных городов России. Данном исследовании рассматривается специфическая стадия цикла, определяемая воздействием рыночных реформ на военно-промышленный комплекс Российской  Федерации,  снижением государственного оборонного заказа необходимостью адаптации ЗАТО Минатома к условиям рыночной экономики.

    Экономический цикл ЗАТО как явление экономической динамики объектов военно-промышленного комплекса есть важнейший методологический инструмент анализа динамики экономического развития, программно-целевого планирования и стратегического управления развитием ЗАТО. Вечных городов на планете мало. Те из них, которые существуют до сих пор (Рим, Бонн, Москва и другие), прошли несколько этапов, фаз развития, эволюции, в которых периоды роста, расцвета и стагнации непрерывно сменяли друг друга.


Многие города исчезли бесследно.

     Метод анализа экономической динамики в форме экономических циклов (циклов многолетней экономической конъюнктуры), был введён экономическую теорию и практику выдающимся советским экономистом Н.Д. Кондратьевым в середине 20-х годов. Описывая специфику развития экономических процессов в европейских странах и в мировой экономике (оборот внешней торговли, курс ренты, рост производства топлива и металлов, динамика потребления сельскохозяйственной продукции и т.д.), в период  с конца XVIII - начала XX века Н.Д.    Кондратьев сформулировал гипотезу о существовании больших циклов экономической конъюнктуры.         

      Под экономической конъюнктурой понимается совокупность внешних и внутренних условий (факторов, причин), воздействующих на рост, спад и перелом (от роста к спаду и наоборот) ключевых экономических показателей корпоративной, городской, национальной и мировой экономики. Большие циклы - это частный случай экономических циклов. В общем случае существует множество взаимосвязанных (вековых, больших, средних, малых, сезонных и других ) циклов.

   Ф.Бродель дает компактную характеристику экономических                      циклов; <Для различения циклов они были названы по имени экономистов: цикл Китчина - это краткий, трех четырехлетний цикл; цикл Жюглара (Маркса), или цикл, укладывающийся в рамки десятилетия, длился 6-8 лет; цикл Лабрюса (его именуют интерциклом или меж десятилетним циклом) продолжался 10-12 лет и даже больше:.Что касается гиперцикла или цикла Кузнеца, то он длился бы два десятка лет. Цикл Кондратьева занимал полстолетия или больше того: так  цикл Кондратьева начался в 1791  году, достиг кульминации к 1817 году и находился на спаде до1851 года. Наконец, не существует более длительного циклического движения, чем вековая тенденция:>[20].

  Явление циклической периодичности в развитии капиталистической экономики было известно и описано в середине XIX  века западными и российскими экономистами-теоретиками, в том числе, Карлом Марксом.         Обобщение концепции экономического цикла на долговременные периоды развития рыночной экономики Н.Д.


Кондратьев связал   материальную причину периодически появляющихся в системе циклов кризисов не только с материальным износом, сменой и расширенным воспроизводством капитальных орудий производства, но с динамикой научно-технической революции в ходе промышленной динамики капиталистического производства.

     Кондратьев заметил, что началу повышательной волны (фазы) т.е. началу периода роста экономической конъюнктуры в цикле, предшествует ряд крупнейших технических изобретений, которые с определённым запаздыванием широко используются индустриальным капитализмом в промышленности, транспорте, связи, сельском хозяйстве. Начало больших экономических циклов обычно совпадает так же с расширением сферы мировых экономических связей. Периоды повышательных волн  больших циклов по Кондратьеву значительно богаче крупными социальными потрясениями и переворотами в жизни общества (войны, революции), чем периоды понижательных волн.[21]

Теория больших экономических циклов (длинных волн экономической конъюнктуры) получила в 70-х XX г.г. века развитие в теории мирохозяйственных систем Ф. Броделя и Э. Валлерстайна,[22]

объясняющей развитие мировой экономики XVI века как становление и динамику экономических систем мирового масштаба, движущихся по территории планеты и сменяющих друг друга согласно законам длинных волн экономической конъюнктуры.

  В это же время среди огромного потока западной литературы, посвящённой проблемам урбанизации, появилась работа профессора Массачусетского технологического института США Дж. Форрестера <Динамика развития города>.

   Проф. Дж. Форрестер  применил для описания и анализа динамики развития города Бостона многоуровневую математическую модель, созданную на основе анализа системных связей между тремя базисными процессами городской динамики. Первый процесс описывает предпринимательскую деятельность в городе таким образом, что предприятие возникает, становится развитым, далее стареет и перестаёт существовать. Второй процесс описывает строительство, старение и снос жилых зданий в городе.


Третий процесс описывает динамику населения города, включающую различные категории (менеджеры, квалифицированные кадры, неквалифицированные кадры, занятые и безработные).

     Все процессы связаны между собой так (здесь мы не вдаёмся в логико-математические зависимости и используемый для моделирования математический аппарат), что отражают естественный характер циклического развития города. Для Бостона восходящая фаза цикла длилась 100 лет, затем в течение 50 лет происходил процесс кризисного развития и далее, при помощи ряда стратегических программ, предложенных аналитиками и применённых администрацией Бостона, начиналась фаза устойчивого развития.[23]

      По заказу основателя Римского клуба и его первого президента Аурелио Печчеи проф. Джей Форрестер и его ученик проф. Деннис Медоуз[24]

разработали модель мировой динамики, на которой показали неизбежность циклического развития самой большой социально-экономической системы - планетарной экономики, экологии и народонаселения, природных ресурсов, производства продовольствия, промышленных продуктов. Таким образом, циклическое развитие с фазами роста и упадка является общим выводом выдающихся исследователей экономических систем разного масштаба в XX веке - Кондратьева, Шумпетера, Броделя, Валлерстайна, Форрестера и Медоуза.

     Обобщённый вывод о причинах циклической динамики развития экономики больших систем - мирового хозяйства, отдельных стран, мирохозяйственных систем межконтинентального характера, а так же больших, средних и малых городов состоит в том, что цикл формируется в результате взаимодействия внешней среды и базисных процессов жизнедеятельности города, связанных между собой контурами положительной и отрицательной обратной связи.

             Современную попытку ввести в арсенал экономического анализа пореформенной экономики России теоретико-методолгические посылки исследования экономических циклов и кризисов находим в пионерных работах проф. Е.Г, Анимицы и его соавторов <Цикличность социально-экономических процессов>.[25]



Авторы углубляют и расширяют общеизвестное еще по марксистской экономической теории понятие экономического цикла и его фаз соотнесением с понятием цикла группы взаимосвязанных базовых понятий и с системно-кризисной пореформенной действительностью России.

              Авторы предпринимают попытку систематизации и раскрытия содержания основных понятий, характеризующих социальное развитие с пози­ций циклично-волнового подхода. Они отдают себе отчет в том, что несмотря на некоторую активность в исследовании волн, циклов, ритмов развития общества тем не менее предстоит еще энциклопедическая работа по формированию категорийно-понятийного аппарата циклично-волнового подхода к исследованию социально-экономического развития.       Охарактеризуем основные положения и понятия, добавляя к ним элементы собственной интерпретации.

     1.Ретроспективный анализ прошлого нашей страны показывает, что циклическая ди­намика остается здесь господствующей формой изменений. Исследование соци­ально-экономических явлений в координатах "время-пространство" позволяет, во-первых, выделить волны, циклы, фазы (стадии, этапы) изменений, прохождение каждого из кото­рых требует разной продолжительности времени (иначе последовательность во времени).

    2.Время - основное условие любого изменения. Время представляет собой основу существования и движения всех социальных систем, элементов этих систем вплоть до единичного человека.    Фернан Бродель(1902-1985),один из крупнейших историков современности в 1958 году предложил модель социального времени-пространства, а в зависимости от объекта измерения и длительности его существования троякое определение времени: краткосрочное время событийной истории, среднесрочное время конъюнктурной истории и долгосрочное время большой истории, структурно-историческое время. Центральным объектом

      Автор миросистемной концепции экономической истории нового времени Иммануил Валлерстайн в  1988 году предложил модель пяти видов времени-пространства: эпизодическое геополитическое время-пространство, циклически-идеологическое время-пространство, структурное время пространство, вечное время-пространство и трансформационное время-пространство.[26]



     Новацией здесь относительно исходной схемы Броделя является время <кризисов и переходов, время морального выбора, время каскада бифуркаций, переходов от порядка к хаосу и наоборот (И. Пригожин)>, то есть нашего времени, время переходной экономики России и время цивилизационного выбора для мира (ценности христианства - ценности Ислама).

  Важнейшим методологическим положением концепции И. Валлерстайна является мысль о необходимости модернизации категориального аппарата для анализа циклических пространственно-временных структур современности.

        3.Циклично-волновая динамика в социальных процессах складывается из совокупно­сти последовательных дискретных положений (фаз, стадий, этапов, эпох) строго фиксиро­ванных количественно и качественно. Их совокупность образует сложную хронострукту. Фаза - определенный момент в ходе развития какого-либо общественного процесса. Стадия - период в развитии социальных процессов, опре­деленная ступень, имеющая свои качественные особенности. Этап - отрезок времени, оз­наменованный какими-либо качественными изменениями, свойствами, событиями. Эпоха - промежуток времени в развитии общества, имеющий какие-либо характерные особенно­сти.

     Цикл это совокупность различных явлений, процессов, со­вершающих кругооборот в течение известного промежутка времени. Цикл, обозначающий завершенный (законченный) период любых изменений в природе и обществе, понимается как временная составляющая процесса развития. Методологической основой анализа в этом слу­чае выступает общая теория систем с понятиями: структура, элемент, иерархия, фрак­ционирование, симметрия, асимметрия и др. Каждая общественная система циклична и нециклична. Циклична в одном аспекте и нециклична в другом. Процесс развития в социальных системах можно трактовать как некую совокупность взаимосвязанных циклов, ход которых на оси времени описывается не замкнутыми кругами, а синусоидальной кривой, т.е. непрерывными замкнуто-разомкнутыми спиралями, развернутыми во времени или периодической кривой волни­стой формы.



Волна представляет собой чрезвычайно сложное целостное образование, формирующееся в результате переплетения, комбинирова­ния, взаимодействия, состязательности и противоборства социальных, экономических, демографических, политических и иных, необходимых и случайных сил в течение какого-либо промежутка времени.

Дефиниция волны включает вопросы: а) о её характере и движущих силах; б) форме волны; в) структуре, продолжительности, пространственных и функциональных ,      характеристиках.

    Движение волны происходит в результате внутренней динамики, логики развития какого-либо про­цесса, исчерпания его ресурсов, окончания его жизненного цикла. Вместе с тем в резуль­тате взаимодействия множества случайных, нестабильных и неустойчивых явлений заро­ждаются флуктуации, которые заметно отклоняют вектор движения волны.

Источником движения волны являются и внешние воздействия. Так, западная эко­номика и образ жизни всегда оказывали влияние на российское общество, несмотря на пе­риоды его закрытости. Естественно, когда оно стало открытым, то влияние западных стандартов, ценностей резко возросло.

     Результирующая кривая волнового процесса - это интегральная совокупность мно­жества циклических процессов, происходящих в относительно автономных социальных системах (контурах) различного типа, которые непрерывно взаимодействуют между собой со скоростью, заданной как собственными параметрами, так и тенденцией изменения ито­говой (интегральной) кривой основной волны. Циклично-волновой процесс не лимитиро­ван количеством циклов (волн) и не ограничен во времени. В частности, в социальных системах циклично-волновой процесс может определять­ся числом фаз от двух, трех до множества. Например, двухфазовая динамика - это колеба­ния количественных характеристик типа "подъем-спад" или качественных - "мир-война", в которых четко выделяются два противоположных состояния. К числу трехфазовых ко­лебаний можно отнести такие состояния как "реформа-контрреформа-стагнация", "зарождение-рост-спад".



                 Внутреннее время социальной волны - это сложное целостное поня­тие, представляющее собой интегральную совокупность ультракоротких, коротких, сред­них, длинных и сверхдлинных временных отрезков множества частных циклов (произ­водственных,   технологических,  демографических, политических, организационных, управленческих, информационных и др.).

      По характеру взаимодействия выделяются волны синхронные и асинхронные, на­лагающиеся друг на друга или противоположные, ведущие или ведомые, поперечные или продольные. Поперечные волны возникают в обществе в результате взаимодействия противопо­ложных тенденций в экономических, политических, организационно-управленческих, культурных и иных процессах. Это взаимоотношения типа "влево-вправо", "централизация-децентрализация", "концентрация-деконцентрация", "национализация-приватизация", "индустриализация-деиндустриализация". производства, политической активности масс (продольные волны).

Ритм означает чередование, повторяемость каких-либо со­стояний, процессов, происходящих с определенной последовательностью, размеренно­стью, частотой.

Темп - это степень быстроты движения, осуществления, интенсивность развития какого-либо процесса. Соотношение ритма и темпа иллюстриру­ется движением маятника часов. В XX в. число событий на единицу времени выросло в несколько раз, характеризуя иной ритм жизни по сравнению с прошлыми эпохами. 14

  4. В советской экономической литературе считалось общепризнанным и не требующим дока­зательств положение о том, что социализму в отличие от капитализма кризисы внутренне не присущи. Необъяснимые с этой позиции явле­ния просто игнорировались.

    Особое внимание  уделялось исследованию одной фазы цик­лического развития - кризисам, как периодически повторяющимся общим экономиче­ским, так и структурным, сырьевым, промышленным, энергетическим, продовольственным, валютным, биржевым, экологиче­ским, функциональным сериям кризисов.  Ведь именно кризисное развитие инкриминировалось Марксом капитализму как его генетический социально-экономический порок.



      Поворот в официальной и научной литературе в характеристике предшествующего (за послед­ ние 15 лет) экономического развития СССР был сделан  в 1985-1986 гг.. От односторонне положительной оценки дос­тижений в прошлом перешли к негативной посредством терминов "застой", а затем и "кризис плановой системы хозяйства". После стремительного обвала производства и уровня жизни массы населения России, а также начавшейся депопуляции в начале 90-х годов в аналитический обиход российских политиков, экономистов, социологов и демографов вошло понятие системного кризиса. В процессе постсоциалистического перехода накапливается эмпирический материал, обобщается опыт преодо­ления кризисных ситуаций, получает развитие циклично-волновая парадигма экономического анализа.

В рамках тенденции развития циклично-волновой парадигмы экономического анализа в данной работе вводится теоретически и практически применяется понятие жизненного цикла ЗАТО и его специфической стадии, включающей конверсию, кризис и адаптацию экономики ЗАТО к рыночным условиям. Идея жизненного цикла закрытых административно-территориальных образований Минатома России  тесно связана с идеей конверсии оборонного, в первую очередь, ядерно-оружейного комплекса СССР и Российской Федерации. Она связана с необходимостью трансформации огромного потенциала ВПК страны  в технологический и производственно -экономический комплекс, ориентированный на потребительские нужды населения в свое время до предела милитаризованной экономики страны.

Жизненный цикл закрытых административно-территориальных образований Минатома России характеризуется собственной инвестиционной динамикой и динамикой научно-производственного цикла. Начальные стадии жизненного цикла ЗАТО, связанные с их с созданием и развитием здесь не рассматриваются, поскольку они обстоятельно описаны и проанализированы в специальной литературе. В работе исследуется десятилетняя стадия цикла, охватывающая период 1991-2001 годов.

     Диверсификация конверсионного производства требует особой, производной от идеи жизненного цикла конверсионного продукта проектной формы управления развитием - инновативной стадии жизненного  цикла ЗАТО,  состоящей из последовательности  отдельных инвестиционных проектов.


Производственно- технологическое содержание каждого проекта составляет перенос конверсируемой технологической идеи из оборонного градообразующего предприятия в новую коммерческую научно-производственную фирму, работающую в территориальных границах ЗАТО. Здесь теперь производится и реализуется по рыночным ценам на различных рынках конверсионный продукт, платятся налоги в местный бюджет, создаются новые рабочие места, решаются острые социальные проблемы.

Временные параметры каждого инвестиционного проекта характеризуются длительность научно-технического цикла проекта и последовательностью стадий этого цикла. Все стадии жизненного цикла воплощают необходимые, взаимосвязанные, относительно самостоятельные и завершенные части проекта как целого.

Стадии жизненного цикла инвестиционных проектов программы развития ЗАТО г. Трехгорный реализуются пока минимальном варианте. Это объясняется пионерным характером разработки программы и входящих в нее проектов. Наиболее основательно прорабатываются этапы отбора проектов, ранжирования целей, их инвестирования и запуска научно-производственного цикла(этапа).   Вся совокупность инвестиционных проектов объединяется в программу развития ЗАТО, представляющую основное средство адаптации экономики ЗАТО к рыночным условиям.

         Основные параметры научно-производственного (жизненного) цикла инвестиционного проекта описываются субъектными, качественными, временными, стоимостными, относительными, и другими характеристиками и показателями проекта.     Инициатива замысла и разработки инвестиционного проекта может исходить от любого субъекта, юридического или физического лица, же­лающего принять участие в проекте в качестве практически любой стороны.

   Инициатором может выступать кредитор или ин­вестор, желающий вложить деньги и знающий, какова ве­роятность, то есть риск успешного осуществления проекта и какую отдачу он получит в случае успеха. Наконец, инициатором инвестицион­ного проекта может выступать и производитель новых товарных продуктов и услуга или автор идеи, желающий при помощи расчетов убе­дить организации или лица.


которые могут стать инвесторами, доверить ему деньги. В программе развития ЗАТО г. Трехгорный ключевым субъектом выступает Администрация ЗАТО, которая интегрирует сразу несколько функций. Она инициирует, ищет, отбирает, инвестирует, контролирует проекты. Администрация привлекает инвесторов, используя возможности льготного налогообложения, способствует созданию новых бизнес структур под проекты.

Десятилетний период развития ЗАТО г. Трёхгорного с 1991-2000г.г. характеризуется по показателю доходов в городской бюджет циклической закономерностью с периодом роста доходов 1991-1999г.г. и резким падением в 2000г.

Период

Доходы Сумма, тыс.руб.

Расходы Сумма, тыс.руб.

Всего

В т.ч. дотация

1991 г.

20

2

20

1992г.

628

24

609

1993 г.

12772

3151

12590

1994г.

66441

29243

66441

1995 г.

117878

59890

117884

1996г.

182919

97473

184619

1997г.

380883

133870

380883

1998г.

617314

17800

617313

1999г.

6768427

6765828

2000 г.

1154828

31573 субвенция 20110

1157428

 

В предварительном варианте программы развития ЗАТО г. Трехгорного

переход к устойчивому бездотационному развитию намечался в 2003-2004г.г. Возможность формирования бездотационного бюджета была осуществлена в 2001 году. Этот факт отражен в статье 49 Федерального Закона о Федеральном бюджете Российской Федерации на 2001 год, в которой видно, что ЗАТО г. Трехгорный среди всех ЗАТО Челябинской области ни дотаций, ни субвенций не получил.

Объемы финансирования утвержденной Правительством РФ программы развития ЗАТО г.


Техгорного  из средств федерального и местного бюджетов каждый год снижаются вплоть до завершения программы в 2004 году. Остается предположить, понижательная тенденция второй фазы цикла адаптации ЗАТО г.Трехгорного сохранится еще несколько лет.

Перелом этой тенденции и переход к следующему циклу развития может быть обусловлен либо возрастающей отдачей от рыночной реализации продукции и услуг по инвестиционным проектам, соответственно, росту доходов местного бюджета, либо благодаря росту оборонного заказа, дотаций и субвенций  из федерального бюджета. Нельзя исключать и такой ход событий как возврат государства к политике льготного налогообложения для ЗАТО с жестким количественным ограничением верхнего уровня доходности местного бюджета ЗАТО.

Возможны и другие варианты экономической активности ЗАТО во внешних концентрах его экономической среды. Существующие и возможные варианты реализации идеи  (цели) бездотационного бюджета зависят от деловой активности субъектов экономической деятельности ЗАТО, включая Администрацию, Центр поддержки предпринимательства и развития конкуренции, действующие и новые бизнес-структуры.

Рассмотрим инвестиционный, а в общем случае, экономический цикл ЗАТО как явление экономической динамики,  и как важнейший концептуальный инструмент экономического анализа, стратегического планирования и управления.

Для анализы причин цикла и его последствий для реализации программы в развитии ЗАТО г. Трёхгорного предлагается двухуровневая схема. Двухуровневость проистекает из специфики содержания программы, которая состоит 40 инвестиционных проектов, каждый из которых имеет свой жизненный цикл. Все проекты осуществляются практически одновременно. При этом некоторые проекты начинаются до 2001 года, то есть до начала всей программы, другие - в период реализации программы. Завершение проектов может произойти как в период 2001-2004 г.г., так и за границей этого периода. Периоды окупаемости инвестиций в каждый проект так же различны и составляют от 1-го года до 8 лет.



      Приведем продуктовые, технологические (инновационные) и экономические характеристики и оценки (расчетные) нескольких инвестиционных проектов Программы развития ЗАТО г. Трехгорный на 2001 - 2004 годы. Все расчеты по экономической эффективности проектов проводились помощью системы управления группой проектов Project Expert.

                      Приведем общие экономические характеристики характеристики некоторых проектов.

1. Завод по производству проппантов и цеолитов

Легкий гранулированный заполнитель ( сферические гранулы) используются в нефтегазодобывающей промышленности для повышения эффективности отдачи скважин с применением технологии гидроразрыва. Приоритет в производстве данного продукта принадлежит американским фирмам <КАРБОКЕРАМИКС> (~ 56% производства) и <НОРТОН-АЛКОА> (~ 32% производства). Объем продаж в России этими компаниями составляет  около 25 тысяч тонн в год. После кризиса августа 1998 года дефицит легкого гранулированного заполнителя (ЛГЗ) в нефтяной промышленности России составляет 99%. ПО <Конверсия> проведена работа и создана отечественная промышленная технология, которая практически не имеет принципиальных отличий от импортных аналогов. На территории г.Трехгорного начато строительство Керамического завода по производству ЛГЗ производительностью 15 тыс. тонн в год, что составляет 50% потребности рынка России.

Преимущества создания завода на территории г.Трехгорного :

" Устойчивое социально-экономическое положение,

 Кредитование проекта в рамках конверсионных программ с целью создания рабочих мест (ориентировочно 165 чел.),

 Наличие квалифицированных специалистов, рабочей силы и высокой дисциплины производства

 Наличие трех источников сырья в пределах 300 км. от г. Трехгорного

 Близкое соседство Челябинской области с нефтедобывающими регионами.

В настоящее время проект находится на стадии строительства и уточнения технологии производства, имеет федеральное значение.

Параметры эффективности проекта

Наименование

Параметры

Стоимость проекта

260,01 млн.руб.

Годовой объем выпуска Проппанты Цеолиты

8000 тонн 10000 тонн

Объем реализации в год

700 млн руб.

Создается рабочих мест

165

Налоговые поступления всего в т.ч. в гор.бюджет

242,9 млн. руб. в      год 28,2 млн. руб.  в год

Период окупаемости

33 мес.

Индекс прибыльности

1,14

<


2. Предприятие по производству ламинированного паркета

В настоящее время широкое применение в строительстве как административных зданий, так и жилья находит применение ламинантных полов. Это обусловлено их высоким потребительским свойством при относительно невысокой цене. Проект предполагает решение следующих задач:

подготовка производства и налаживание серийного выпуска ламинированного паркета по разработанной в ходе реализации проекта технологии на базе закупленного в Германии оборудования;

сертификация изделий на соответствие требованиям российских и международных стандартов;

организация сбыта и сервисного обслуживания ламинированного паркета;

В ходе разработки проекта решаются задачи утилизации и регенерации отходов в соответствии с принятыми нормами.

Основными поставщиками данной продукции на Российский рынок являются иностранные фирмы Франции, Германии, Бельгии, Финляндии. На основании изучения рынка сбыта и наличия отечественного сырья для производства в г.Трехгорном Челябинской области , принято решение о строительстве завода по производству ламинантных полов.

Производство позволяет обеспечить выпуск импорто-заменяющей продукции, создать рабочие места, обеспечить поступление финансовых ресурсов в регион.

Программа подготовлена на базе проведённых на предприятии маркетинговых исследований, изучения мирового опыта и потребностей в этой продукции потенциальных потребителей. Проект предполагает ежегодный рост объёмов выпуска продукции на 15-20%, наращивание валовой прибыли от производства и реализации продукции. Проект имеет федеральное значение.

Параметры эффективности проекта

Наименование

Параметры

Стоимость проекта

192,01 млн.руб.

Годовой объем выпуска

2400000 кв.м.

Объем реализации в год

960 млн руб.

Создается рабочих мест

30

Налоговые поступления всего В т.ч. в гор.бюджет

118,4 млн рубЛгод 50,2 млн руб. Угод

Период окупаемости

42 мес.

Индекс прибыльности

1,02

<


3. Научно-производственный Центр "ЭкоДвигатель"

Основной задачей данного проекта является создание образцов новой техники на базе поршневых двигателей внутреннего сгорания, способных конкурировать на мировом рынке. В настоящее время установленная мощность ДВС составляет 80% установленной мощности всех энергоустановок в мире. ДВС при работе выбрасывает в окружающую среду большое количество вредных веществ, поэтому сегодня на первый план выдвинуты требования к ДВС по их экономичности. Наибольшее количество вредных веществ при работе двигателя даёт угар масла и малоэффективное сжигание углеводородного топлива. Проведённые научно-исследовательские работы показали перспективность исследований по замене масла, применяемого в двигателе в качестве смазки, экологически чистым продуктом - водой.

"ЭкоДвигатель" представляет собой 2-х тактный поршневой двигатель, в котором в качестве смазки используется вода и новый рабочий процесс. Это позволяет:

-устранить потребность в смазочном масле;

-обеспечить экологически чистый выхлоп;

-эксплуатационный расход топлива уменьшить на 20-25%;

-повысить надёжность, в том числе ресурс;

-снизить уровень вибраций, уменьшить шум.

Перечисленные выше особенности "ЭкоДвигателя" делают его конкурентоспособным на

мировом рынке в ближайшие десятилетия.

Проект федерального значения.

Проект предполагается осуществить в 2 этапа. На первом этапе (2 года) разрабатываются опытные образцы экодвигателя, оснащаются опытные партии средств малой механизации(в том числе ручного инструмента), энергетики и транспорта, проводятся испытания.  Необходимый объём финансирования I этапа - 4 млн. долларов США.  На втором этапе на основе маркетинговых исследований принимается решение о приоритетных направлениях работ.

Параметры эффективности проекта

Наименование

Параметры

Стоимость проекта

208,0 млн. руб.

Объём реализации в год

125,7 млн.руб.

Годовой объём выпуска

9 тыс. шт.

Создаётся рабочих мест

86 чел.

Период окупаемости

51 мес.

Индекс прибыльности

1,43

Налоговые отчисления всего в т.ч. в гор.бюджет

26,2 млн. руб. в год 6,1 млн. руб. в год

<


4. Предприятие по производству цифровых систем телекоммуникаций

РОН-Телеком- производственно-техническая и инжиниринговая компания.

Основной профиль деятельности - производство и поставка телекоммуникационного оборудования и комплексных проектов на российский внутренний рынок.

Лицензированный российский производитель оборудования разработки концерна Nortel Networks, имеющий собственный производственный комплекс в г. Трехгорный Челябинской области, оснащенный новейшим технологическим оборудованием Universal Instruments (США), развернутая мощность до 450 тыс. условных портов оборудования коммутации в год.

Освоен выпуск цифровых АТС средней емкости DRX-4 и большой емкости DMS-100. На обе АТС решением Министерства связи Российской федерации предприятием получен статус системы отечественного производства, что позволяет осуществлять поставки оборудования без ограничений по всей территории России.

Реализация комплексных проектов ведется на технологий - ATM, SDH, Интернет-технологий. Одним из наиболее успешных и крупных проектов, реализованных в последнее время, стала интегрированная сеть передачи голоса и данных ОАО "Челябинсксвязьинформ" на основе технологии ATM и включенный в нее мощный коммутационный узел DMS-100 емкостью 30 тыс.портов.

Предприятием <РОН-Телеком> успешно смонтировано и находится на гарантийном и постгарантийном обслуживании оборудование в Челябинской, Свердловской, Московской, Ульяновской, Оренбургской, Астраханской, Иркутской, Амурской, Омской, Новосибирской областях. Приморском крае, Еврейской автономной области, Башкортостане и в других регионах страны -более чем 150 тыс. линий.

В конце декабря 2000 г. компания <РОН-Телеком> совместно с Nortel Networks и холдингом <Связьинвест> провела всероссийскую конференцию-семинар по современным телекоммуникационным технологиям. В рамках конференции руководителям компаний связи из многих регионов России были представлены новейшие решения в области телекоммуникаций и примеры использования их на сетях связи России с применением оборудования производства <РОН-Телеком>.