Педагогическое образование: опыт и перспективы

Конечно, многие из известных педагогов обладали педагогическим даром, хотя С.М.Соловьев утверждал, что родился не педагогом, а историком; П.П. Гулак-Артемовский, обнаруживая совершенное знание польского, латинского, французкого языков, заражал студентов высоким уровнем научности читаемых лекций. Каждый из них вел поиск методов и форм активизации познавательной деятельности студентов, что находило выражение в учебных и методических работах: учебники по русской грамматике А.А.Барсова станут пособиями для студентов на десятилетия; «Теоретическая поэтика» А.А.Потебни будет неоднократно переиздаваться. Особое значение ученые-педагоги придавали задачам воспитания студентов, в то же время отмечая необходимость хорошего воспитания самих педагогов: «Хорошим педагогом легко может сделаться только тот, кто сам получил правильное педагогическое воспитание» (К.Д.Ушинский).

Система совершенствования профессионально-педагогической подготовки в настоящее время поддерживается документами Минобразования РФ: появилась дополнительная квалификация «Преподаватель высшей школы», для получения которой организуется годичная профессиональная переподготовка специалистов в институтах и центрах при ведущих вузах страны и дополнительная двухгодичная подготовка в магистратуре. Структурная и функциональная полифоничность данной системы обусловлена объективными причинами: потребностью в подготовке и повышению квалификации преподавателей различных специальностей (дисциплин), уровня профессионализма и спектра научно-педагогических интересов.

Известен опыт технических университетов, реализующих трехуровневую программу обучения преподавателей вуза: 1) профессионально- педагогическая подготовка магистров, аспирантов и молодых преподавателей (педагогический стаж до 5 лет), завершающаяся присвоением дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы»; 2) повышение педагогической квалификации преподавателей, имеющих педагогический стаж более 5 лет, завершающееся получением соответствующего свидетельства или удостоверения; 3) повышение педагогической квалификации преподавателей, имеющих ученую степень, ученое звание и значительные достижения в сфере высшего образования и претендующих на присвоение звания «Европейский преподаватель» {1,15}.

Организация содержания обучения по дополнительной программе для получения квалификации «Преподаватель высшей школы» базируется на требованиях: знания основ психологии личности должны дополняться педагогикой высшей школы, правовыми основами функционирования системы образования; умения использовать современные достижения в соответствующей области науки в преподавании учебной дисциплины, а знания культуры и искусства в качестве средств воспитания студентов; методологическая культура, представляющая синтез критического мышления, рефлексии, способности вести научный поиск и творчески подходить к преподавательской работе. Научно-исследовательская работа по проблемам обучения и воспитания в вузе также является средством повышения педагогической квалификации, а ее результаты могут быть представлены к защите по специальности 13.00.08 - теория и методика профессионального образования. Эта область педагогической науки, которая рассматривает вопросы профессионального обучения, подготовки во всех вузах учебных заведений, включая вопросы управления и организации учебно-воспитательного процесса, прогнозирования и определения структуры подготовки кадров с учетом потребностей личности и рынка труда, общества и государства.

В Самарском государственном университете подготовлены и защищены кандидатские диссертации на материале организации педагогического процесса в вузе, ставящего цели профессионализации студентов, что меняет роль преподавателя от информатора на наставника и носителя концептуальных идей, обуславливающих специфику деятельности инновационного учебного заведения (Л. В.Сидорова «Подготовка молодого специалиста в условиях инновационной деятельности колледжа сферы быта и услуг», О.Н. Беришвили «Подготовка студентов сельскохозяйственного вуза к исследованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности»; С.Н.Козлова «Педагогические основы формирования мотивов профессиональной деятельности у студентов технического вуза»).

Методика преподавания психолого-педагогических дисциплин требует особой готовности преподавателя вуза к формированию педагогической культуры будущих учителей. Частная вузовская методика - менее разработанная область дидактики в сравнении со школьной теорией обучения и образования, поэтому исследования в этой области повышают как культуру самого исследователя - преподавателя вуза, так и студентов. Тематика диссертационных работ в области дидактики и методики обнаруживает болевые точки вузовского образования и дает варианты их разрешения (И.С.Пилипец «Подготовка учителей к разрешению межличностных конфликтов в среде старшеклассников», З.И.Шпунтова «Подготовка учителя к формированию экономической культуры школьников», А.В.Левченко «Формирование готовности к здоровому образу жизни у студентов педагогического университета», Л.И.Родина «Педагогические основы подготовки социального педагога»).

В ходе научного поиска диссертант вырабатывает способность к профессионально-педагогической деятельности, готовность к инновациям в обучении студентов, стремление к саморазвитию, свидетельство чему разработанные и апробированные авторами учебные курсы, программы, системы и технологии. Если экспериментальная работа дает приращение в учение ставить и решать профессионально-педагогические задачи, то повышение педагогической квалификации средствами научной работы можно считать эффективной формой.